кази-ахмед трактат о каллиграфах и художниках
 
 

Кази-Ахмед
Трактат о каллиграфах и художниках

Перевод и предисловие Б.Заходера

Глав вторая
О мастерах почерка талик

Предыдущая       Следующая
Оглавление

  Перед зерцалом, указующим истину, становится явным, что почерк [нас] 1 талик взят из рика и тауки. Его.изобретателем является хаджэ-Тадж Салмани, происходивший из Исфахана. Он красиво писал. Когда очередь дошла до хаджэ-Абд аль-хай, он нашел пропорции, изящество и основы. Писцы талика являются последователями этих двух мастеров. Хаджэ происходил из города правоверных Астрабада. Существуют два стиля его почерка. Первый в чрезвычайной сочности и движении; этими двумя2 уставами писали грамоты и приказы счастливого султана Абу-Саид Гургана3, таким же образом писали хорасанские мунши, как-то: мавлана Дарвиш, мир-Мансур, хаджэ-Джан Джабраил и другие. Второй [стиль] - в совершенстве крепости, зрелости, основательности и качества, каковым стилем были писаны приказы покойного государя Хасан-бека, султана Якуба4 и других султанов Ак-коюнлы; мунши Азербайджана и Ирака, как-то: шейх-Мухаммед Тамими, мавлана Идрис и другие, следовали им. Хаджэ-Абд аль-хай стал всесветно известным благодаря ведению корреспонденции для султана Абу-Саида. Действительно, в своем искусстве он был "Якутом" своего времени, и никто до сих пор не равнялся с ним. Шейх-Мухаммед Тамими был его учеником, но в конце концов он забыл обязанности ученика, стал непокорен. Он говорил на собраниях: "я пишу лучше хаджэ". Хаджэ проклял его, возненавидев, и умер в ненависти к нему. Хаджэ жил до начальных времен державы славного государя вечной памяти шаха Исмаила5, но, оставив придворную службу, уединился в стольном городе Тавризе. Он умер там в 907 году6. В начале тавризской аллеи [хиабан] построена ограда, известная под названием "Абд аль-хайэ", здесь его могила.

  Хаджэ-Джан Туграи. Его известность под прозвищем Туграи оттого, что он очень хорошо писал тугры7 для грамот и приказов. Он - отец шейх-Мухаммеда.

  Мавлана шейх-Мухаммед Тамими происходил из стольного города Казвина, вел корреспонденцию для туркменских султанов, но был известен как приносящий несчастье. Остроумцы сочинили относительно него этот стихотворный отрывок:

 

  Скажи........... 8 о наличной ценности дорогого хаджэ,

  Который трудный почерк пишет легко.

  Каков мунши, который тугры указов

  Пишет кровью государей.

  Во всяком диване, куда он поставит свою благословенную ногу,

  Пишет: "да освятит бог могилу"9.

 

  Мавлана Идрис был ученый муж, обладал полным талантом в письменном деле. Его почерк, хотя и не является тонким и изящным, все-таки имеет хорошие формы и основы. Он вел корреспонденцию для Хасан-падишаха, Рустам-падишаха и Альванд-падишаха10. Мавлана Дарвиш происходил из Хорасана, писал весьма замечательно. Хотя некоторые считают его лучше хаджэ-Абд аль-хай, однако каждый из них обладал особым стилем, оба были несравненны и оба - современники. Мавлана Дарвиш проживал при хаджэ, подобно ученику. Он совершал переписку от имени Абу-Саид Гургана, мирза-султан Хусейн-и-Байкара, 11. Известно, что как-то раз шах-бек-хан приказал мавлану Дарвишу написать письмо к одному из современных ему султанов и чрезвычайно торопил его в этом. Случайно у мавлана не было досуга для выполнения работы, а хан вскоре потребовал от него [готовое] послание. Мавлана Дарвиш встревожился; не находя возможности принести извинение, он вынул чистый свиток бумаги и приступил к чтению, так что собравшиеся одобрили. Но некоторые из приближенных, находившиеся в собрании поблизости от мавлана:

 

  Когда увидали светлой письмо-страницу,

  Увидали ее далекой от тоски черноты12,

  Как зеркало, чистую и блестящую,

  Вместо мрака ясное сияние,

  В ней явными сто скрытых смыслов,

  Из-за света нутра и мрака унвана

  В темноте поместилась вода жизни, 13

 

  то доложили правду о возможном и сущем, дескать, белоподобный список - странное писание. Хану [эта проделка] понравилась. Он приказал награду; взяв перо, написал таким же образом.

  Мавлана мир-Мухаммед Куми, мунши14, один из выдающихся учеников хаджэ-Абд аль-хай, писал чрезвычайно сочно, в движении, и зрелости. Он был мунши покойного государя Рустам-мирзы ибн-Максуд-бека ибн-Хасан-падишаха. Грамоты времени упомянутого государя его письма. Рассказывают, что у Рустам-падишаха когда-то был чудесный сокол, к которому он был очень привязан. Тот сокол заболел, достигнув предела смерти. Рустам-мирза ежечасно посылал для разузнавания и разведывания кого-либо из приближенных и секретарей [парванчи], говоря: "я убью всякого, кто принесет известие о смерти сокола". В конце концов он отправил очень спешно хаджз-мир-Мухаммеда, мунши. [Случилось так, что] прибытие хаджэ совпало с отлетом души сокола к тому гнезду. Хаджэ вернулся и доложил: сокол-де упал на землю, распростер крылья и вытянул шею. Несмотря на такую привязанность, рассказ и форма его понравились Рустам-мирзе. Хаджэ-мир-Мухаммед после Рустам-мирзы оставил придворную службу, уединился в Кум, занялся послушанием и религиозным делом. Здание мечети, известное под именем "Ишк-и-Али", - результат его деятельности. Он хорошо сочинял стихи, обладал прекрасным вкусом. Эти стихи принадлежат ему:

 

  Разбей кувшин своего тела, этот сам спасся[?],

  Так как это само есть разбитое, в каком бы то ни было виде.

  Этот начальный стих пришелся очень несчастливо:

  Никто от нас не слыхал в жизни порицания тварям!

  Мы, бедные люди, что значим! 15

 

  Хаджэ-Атик, мунши, происходил из благословенного края Урдубада, он писал чрезвычайно зрело и четко, вполне усовершенствовался в ведении корреспонденции его величества, подобного по могуществу Джаму, владыки эпохи, 16 завоевателя мира, находящегося в высшей обители рая, вечной памяти шаха Исмаила! Он создал шахскую тугра. После отставки от придворной службы он сделался попечителем [мутавалли] в священной усыпальнице имама Ризы, - на нее тысяча тысяч милостей и благословений! - провел года в той священной гробнице, у возвышенного порога. Он соорудил превосходную постройку возле медресе Шахрухи для своей могилы, завещал на нее в вакф много имущества.

  Мир-Абд аль-баки происходил из города благочестия Иезда, года он исполнял должность садра и вакиля17 упомянутого славного государя. Он писал таликом чрезвычайно изящно, со вкусом и прекрасно. Постановления шейхов........ 18 города благочестия Иезда - его благородного письма19. Изложение его жизни написано в пятом томе "Хуласат ат-таварих".

  Мавлана Адхам20, мунши, происходил из славного селения Абхара. Некоторое время он вел корреспонденцию его величества прибежища милосердия, равного по могуществу Джаму, пребывающего в раю. На втором году правления шаха, пребывающего в раю, по немилости его высочества Кази-и-Джихан, вакиля, был убит рукою Демри-султана Шамлу; его кости спустя некоторое время перевезли в возвышенную Кербелу. По происхождению он был араб, по матери ведет свой род от Малик Аштар, а по отцу от Ахмед Газали21.

  Мир Мансур происходит из Астрабада. Он писал весьма превосходно, не хуже по стилю, чем мавлана Дарвиш; сын его, мавлана Касим, писал также прекрасно; он сделался мунши Хумаюн-падишаха и из Ирака ушел вместе с ним в Индию. После смерти упомянутого государя некоторое время он вел письменное дело у Джа-лал ад-дин Акбар-падишаха, сына его22.

  Мавлана Ибрахим Астрабади некоторое время вел корреспонденцию священной усыпальницы имама Ризы - на честное сие место и покоящегося в нем тысяча тысяч милостей, мира и благословений! Он писал, чрезвычайно деликатно, приятно и прозрачно. Сей нижайший не считает, что его стиль хуже, чем мавлана Дарвиша. Некоторое время он провел в городе правоверных Куме - да хранит бог его от потрясений! Его писания лучшие из того, что написано в Куме. Его работы эти два двустишия стилем насталик на айване двора из глазурованных изразцов в священной обители ее святейшества пречистой - мир на нее и благословение!

 

  Боже мой! Во имя правоты сыновей Фатимы23,

  Поверь моим словам [буквально - а мои слова сделай заключение верой],

  Если ты отвергнешь мое воззвание,

  И я, и рука, и пола семьи пророка24.

 

  Этот начальный стих из произведений его таланта:

 

  Я сам дал место в пустыне сердца мускусной газели25,

  Взрастив сукровицей печени нежное деревце. 26

 

  Мавлана султан-Махмуд - сын мавлана Ибрахима. Он также прекрасно писал и также сочинял стихи, избрав своим прозвищем "Наджати".27 Это из его стихов:

 

  Мы, два друга, мы и свирель в убежище боли и скорби, 28

  Ибо плачем о боли разделенности день и ночь вместе.

 

  Мавлана Исмаил, он также сын мавлана Ибрахима, мунши. Он прекрасно писал таликом, также хорошо сочинял стихи. Этот начальный стих принадлежит ему:

 

  Пришла весна и всюду голос соловья,

  Кравчий, принеси вина! ибо чудесно время цветов. 29

 

  Мавлана Баха ад-дин Хусейн, мунши, писал по уставу мавлана Дарвиша. Стиль его весьма со вкусом и зрелый. Некоторое время он вел корреспонденцию священной пречистой усыпальницы, степенью равной превышнему лотосу, имама Ризы, на пребывающего в ней молитвы и благословения! Он и происходил из того благословенного города.

  Хаджэ-Ихтиар, мунши, происходил из стольного города Герата. Он писал чрезвычайно чисто, прозрачно, со вкусом. От него осталось много произведений. В течение тридцати лет он трудился над корреспонденцией в стольном городе Герате для его величества, достигшего счастья, равного по достоинству Александру, вечной памяти, шаха-султана Мухаммеда, который в те дни был мирзою Хорасана30.

  Мавлана из Герата шагу не ступал, никуда не ездил. Мирза-Шараф-и-Джихан - сын нашедшего прибежище прощения, Кази-и-Джихана, вакиля, ведущего свое происхождение от Хусейна. Он писал очень деликатно и прозрачно, был собранием совокупности совершенств и вместилищем всех добродетелей.

  Мир-Рух-аллах - его сын; он писал стилем отца и сочинял очень хорошо стихи, в науках стал мастером расследования и спора, имел тяготение к чтению философии и мыслям о лечении и врачевании31. Они упокоились в юных годах в селении Абхар во время поездки в Тавриз в 992 году32. Эти стихи принадлежат ему:

 

  Ожидающие тебя умерли от страсти на пороге,

  Когда настало время.......... 33 в крике о твоём приходе. 34

 

  Он писал всеми почерками чисто и прозрачно. Мир-Касим, мунши, из города правоверных Астра-бада. Он - из сеидов, истинных по происхождению, обладал весьма большими добродетелями, прекрасно писал и составлял среднее из почерков35. Он нашел полное расположение в собрании достойном рая украшении небес, всецело удостоился внимания взгляда, подобного философскому камню.

  Хаджэ-Мирак, 36 мунши, был из кирманских сеидов. Продолжительное время в начале правления шаха небесного достоинства, господина султанов, он был мунши высочайшего дивана. Он превосходно писал таликом, обладал вкусом в эпистолярном искусстве и совершенством способностей.

  После кончины хаджэ-Мирака стал мунши покойный Мухаммеди-бек. Он - кухаджи, из потомства шейха Мухаммеда Кухаджи, у которого в Тавризе усыпальница, высокие постройки и ограды, он - внук [по отцу] мир-Закариа, везиря, повествование о котором находится в "Хуласат-ат-таварих". Он превосходно писал таликом, дважды ему поручали корреспонденцию высочайшего дивана. Он упокоился в Казвине.

  Мирза-Кафи - из благороднейших потомков султана истиинолюбцев, наставника мудрецов-чудодеев, Насир аль-хакк ва-ль-миллат вад-дин Мухаммед ат-Туси37. В то время, когда случилось завоевание Багдада и произошло искоренение аббасидского дома, хаджэ умер в Багдаде, а некоторые его потомки попали в Азербайджан и поселились в благословенном селении Урдубад. Он был чрезвычайно чист душою и благороден, обладал полнотою достоинств и многими талантами, в эпистолярном искусстве не имел равного себе, прекрасно писал. После отставки в первый раз Мухаммеди-бека ему была поручена корреспонденция. Хотя он обладал должностью государственного секретаря, но был [также] доверенным личным секретарем [государя], имел большую близость и неисчислимые почести от хакана, чье обиталище в раю, и прожил вполне хорошо и приятно. Он умер в 969 году38 в стольном городе Казвине. Его останки перенесли в высокий священный Мешхед.

  После него мунши снова стал Мухаммеди-бек и вел корреспонденцию около десяти лет. Хусейн Али-бек Арабгирлу был из великих курчи хакана райского обиталища, чья обитель в раю, вечной памяти шаха Тахмаспа; он - сын хаджэ-Шах-кули, везиря курчи39. Он писал весьма со вкусом, прозрачно и хорошо, работал кита. Письмо его разошлось по разным местам.

  Кази Улуг-бек Урдубади писал стилем хаджэ-Абд-ал-хай, мунши, письмо его имело основы и зрелость, он писал также очень хорошо стилем "шестерки" и в этом искусстве был также мастером, был несравненным мунши, в свое время не знал равного, немногие [обладали] также его вкусом в корреспонденции и фразеологии. Он имел пристрастие к науке и осведомление в фикхе. Он исполнял судейские обязанности в Урдубаде, в тех пределах и областях. Он писал почерком рика, хорошо писал вакуфные записи на управление [местами] их высоких святейшеств четырнадцати невинных - мир господен над ними всеми! Произведения его многочисленны. Последние один-два-три года до смерти он провел в стольном городе Казвине. Так как он был статный, шах райского жилья, чья обитель в раю, вечной памяти шах Тахмасп сочинил в виде экспромта также стихи на него:

 

  Твердый человек судья Урдубада,

  Человек, подобный какому-то дереву. 40

 

  Муса-бек хотя происхождение его тюркское, но был обладателем совершенств, большого вкуса и прекрасно писал почерком насталик. Некоторое время он работал в августейшем дафтар-ханэ, 41 не было писца-мастера подобного ему. Ему было пожаловано везирство города правого пути Ардебиля, там он и умер.

  Мирза-Ахмед, сын покойного Ата-аллах Исфахани, которому было поручено везирство на некоторое время в Азербайджане, Карабаге и Ширване42 во времена шаха, чья обитель в раю. Он был юношей одаренным и способным, хорошо писал таликом43 и обладал хорошим вкусом в корреспонденции, также хорошо сочинял стихи. Во время войны возле укрепления Турбат в 900 году44 он был убит из ружья своим племянником [по брату].

  Кази-Абдаллах Хойский - сын кази-Саадаллаха. Судейские обязанности в Хое и Салмасе принадлежали отцу его и ему. Он был собранием большинства добродетелей и способностей, писал со вкусом таликом и другими почерками, как-то насхом и насталиком, также был несравненным мунши, 45 в тюркском не имел равного и подобного себе. Некоторое время он занимался писанием корреспонденции в собрании райского образа, хакана райского жилья, чья обитель в раю, шаха Тахмаспа. После того некоторое время занимался перепиской. На нем лежала обязанность сочинять и другие послания, турецкие и персидские, что были писаны в Рум и к султанам Индии. Он написал рассуждение относительно обязанностей по-тюркски в честь хакана, чья обитель в раю, был очень учен, неплохо сочинял стихи. Это тюркское рубаи принадлежит ему:

 

  ....................... 46

 

  Во время возвращения войска шаха, равного достоинством Александру, и царевича-владыки времени султана Хамза-мирзы47 из стольного города Герата, он заболел в священном Мешхеде и умер в округе Сабзавара в месяце шавваль 991 года48.

  Хаджэ-Маджд ад-дин Ибрахим происходит из царского города Шираза. Они обладают многими добродетелями и совершенствами, пишут таликом чисто, со вкусом и прекрасно. Некоторое время он исполнял должность везиря покойной царевны Пери-хан-ханум; на этой службе он был полезен мусульманам. После события с царевной и до настоящего времени, приблизительно около двадцати лет, он проживает в стольном городе Казвине, избрав уединение. Он является мужем до крайности человечным и дервишем.

  Хаджэ-Ала ад-дин Мансур происходит из Карахруд, пишет очень хорошо49. В течение тридцати лет он совершал официальную переписку Дар аль-инша и службу для раеподобного собрания, украшения небес, и несколько лет, когда не бывал утвержден государственным секретарем [мунши ал-мамалик], он тянул золото [?]. После смерти хакана райского жилища, чья обитель в раю, он ушел в Карахруд, существует там, занимаясь сельским хозяйством50.

  Хаджэ-малик Мухаммед Харави - родственник мавлана Ихтиара, мунши; он писал весьма хорошо таликом, но был мало талантлив. Двадцать лет он совершал государственную корреспонденцию дивана шаха, равного по достоинству Александру, султана Мухаммеда - падишаха. Во время войны с туркменами - теклю, так как был приятель с теклю, исчез без следа51.

  Мавлана Мухаммед-Амин, мунши, внук мавлана Ад-хам, 52 мунши, он получил воспитание в стольном городе Казвине. Он прекрасно писал таликом и был скорописцем. Он был бесподобный мунши, обладал вкусом и занимался некоторое время перепиской в Дар аль-инша. На него была возложена большая часть разряда таких писаний и посланий, тюркских и персидских, что изобилуют арабскими выражениями. В течение двух лет он два раза выполнял государственную корреспонденцию [инша-аль-мамалик] у достигшего счастья владыки рабов, наиблагороднейшего, наивысочайшего Абу-ль-Музаффар шаха Аббаса, да продлит бог вечно его царство! Он умер в лу-йель, 1001 года53.

  Покойный мирза-Мухаммед был сыном Али-бек Сурха и внуком [по матери] хаджэ-Мираки, мунши. Он был юношей, одаренным и достойным, даже в молодости он уже обладал достоинством и величием. Некоторое время он занимался писанием корреспонденции Дар-аль-инша54, затем достиг до заведывания этим управлением, а затем до чина главного государственного казначея. Он два раза был везирем дивана. В конце концов был убит в один из месяцев 995 года55. Он писал очень хорошо, отличался вкусом в эпистолярном деле, а также в стихотворстве.

  Искандар-бек, мунши, по отношению к сему нижайшему, как бы в качестве дитяти56, обладает достойными качествами и похвальным нравом. Он пишет очень хорошо таликом, насталиком, шикастэ. Некоторое время он занимался в августейшем дафтар-ханэ писанием счетных книг; не было [такого] мастера-писца, одаренного и в науке сиак, в августейшем дафтар-ханэ. Он даровит и в науке сиака57. Некоторое время спустя он был должностным лицом главного вакиля, после того перешел в Дар аль-инша. В эпистолярном деле и писании документов он - несравненен; на нем лежит круг корреспонденции и писание грамот и посланий султанов. У него большой опыт в делах дивана. Скорописью он владеет в совершенстве. Дела Дар аль-инша зависят от него, он выполняет все дело.

  Мирза-Мухаммед Хусейн - сын мирзы-Шукраллаха, который был некоторое время в должности казначея государств в последние радостные дни хакана райского жилья, чья обитель в раю. Он пишет очень деликатно, чисто, со вкусом и прекрасно58.

  Мирза-Хусейн, мунши, сын хаджэ-Инайета, везиря Хусейн-бека, сотника [юзбаши] Истаджлу, - юноша со способностями, очень хорошо пишет таликом, письмо его изящно и добротно. 59. Он долгое время вел переписку корреспонденции Дар-аль-инша60.

  Мавлана Гияс ад-дин, известный под именем Гияса, юноша чрезвычайно благородный, изучал науки и выводил среднее между разными почерками, обладает вкусом в корреспонденции. Некоторое время он занимался перепиской в Дар-аль-инша, ныне он мунши великой, преславной Махд-улиа-бекум, 61 дочери шаха, чье прибежище - милосердие и местопребывание - рай.




1)В тексте над словом в строке "насталик" исправлено сверху "талик", что и соответствует содержанию главы

2)По смыслу фразы было бы правильно читать: "каким уставом"

3)Правнук Тимура, в 1456/57 (861) г. захватил Герат, выступил против Узун-Хасана в 1467/68 (872) г., был захвачен в плен и казнен

4)Султаны династии Ак-коюнлы: (Узун)-Хасан, 1466 (871) - 1478 (883); Якуб, 1479 (884) - 1490 (896)

5)Шах Исмаил I - основатель сефевидской династии, время правления 1502 (907) - 1524 (930)

6)1501/02 г.

7)Тугра - графическая монограмма царского имени, употребляемая в указах, дипломах и т. д.

8)Текст неясен

9)Заупокойная формула. После Абу-Саида мастер Мухаммед Тамими служил при дворе султанов Ак-коюнлы (Huart, 213) в период ожесточенных междоусобных войн

10)Династия Ак-коюнлы: Рустам - 1491 (897) - 1496 (902); Альванд - 1499 (905) - 1500 (906)

11)Султан Хусейн ибн-Мансур ибн-Байкара, тимурид, правил Гератом с 1468 (872) по 1506 (911). Время его правления было отмечено высоким развитием культурной и художественной жизни в Герате

12)"Тоска черноты" - игра слов, чернота (отсюда "чернь письма") - меланхолия, тоска

13)Размер: хазадж

14)Мунши - чиновник, ведавший перепиской. Трактат различает два вида мунши: 1) личный секретарь, мунши государя (мун-ши-и-мусахиб) (рук. 49-50); 2) государственный секретарь (мунши-и-мамалик) (рук. 52). В переводе совершаемое мунши действие - инша - всюду определяется как эпистолярное искусство. В системе сефевидского административного аппарата находилось отдельное управление корреспонденции - дар аль-инша

15)Размер: музари

16)Сахиб киран - титул, означающий: 1) человека, рожденного при счастливом астрологическом сочетании звезд (Journal-Asiatique, 1861, .282, n. 1); 2) монарха, царствовавшего 30 или 40 лет

17)Мир-Абд аль-баки происходил из сеидской семьи..На должность садра он был назначен в 1511 (917) г., вакилем был назван в 1513 (919) г. (Шараф-намэ, II, 49 и 157; Зейн аль-абидин, 248 и 249-б). Год спустя он погиб в сражении с турецким войском при Чалдыране. Кроме таланта мунши он обладал склонностью к поэзии. Ему принадлежит сборник газелей, подписанных прозвищем Баки (Тухфэ-и-Сами, 21-22). Вакил - титул, близкий к нашему понятию "вице-король"; Алам ара, 9.6: "Хамза-мирза (Сефевид)... получил титул вакиля и сан наследника"

18)Не разобрано

19)Абд аль-баки перед назначением садром служил в Иезде (Зейн аль-абидин, 248-б)

20)Убийство Адхам Хиарчи-и-Казвини произошло в 1523/24 (930) г. (Тазкират, 9; Шараф-намэ, II, 168; Зейн аль-абидин, 252-б), т. е. на первом году правления шaxa Тахмаспа; Демри-султан Шамлу упоминается в Шараф-намэ, II, 173, под 1526/27 (933) г. как убитый в бою с узбеками. Кази-и-джихан, вакил, один из выдающихся государственных деятелей правления шаха Тахмаспа; он умер в Зинджане в 1552/53 (960) г. (Тазкират, 9 и далее; Алам ара, 117-118; Мунтазим-и-Насири, II, 127)

21)Малик аль-Аштар - сподвижник Али; Ахмед Газали у Е. Browne. A Literary History of Persia, II, 156 упомянут в качестве поэта

22)Хумаюн и Акбар - государи велико-монгольской династии в Индии; изгнанный из Индии феодальными усобицами, Хумаюн в 1544 г. искал убежища и помощи у шаха Тахмаспа. Пребывание Хумаюна при сефевидском дворе отмечено в художественной жизни того времени уходом на службу в Индию ряда мастеров-каллиграфов и художников. Акбар - сын и наследник Хумаюна - правил после отца с 1556 по 1605 г.

23)Под "сыновьями Фатимы" разумеется Хасан и Хусейн, дети Али ибн-Абу-Талиба

24)Размер: мутакариб. Иносказательное выражение, означающее, что человек берет в руку полу одежды в знак мольбы

25)Этот же стих приведен в биографии Ибрахима Астрабади в Тухфэ-и-Сами, 82

26)Размер: хазадж

27)Согласно Тухфэ-и-Сами, 82, прозвище "Наджати" принадлежало Исмаилу ибн-Ибрахиму

28)Размер: хазадж. Те же стихи в несколько иной редакции в Тухфэ-и-Сами, 82

29)Размер: музари. Тот же стих в Тухфэ-и-Сами, 82

30)Мухаммед-мирза, сын шаха Тахмаспа, прозванный Худабандэ, род. в 1531 (938) г., в шестилетнем возрасте был назначен в 1536 (943) г. на хорасанское наместничество с резиденцией в Герате (Алам ара, 95) вместо Бахрам-мирзы

31)Алам ара, 124: упомянут в числе врачей

32)1584 г.

33)Изнутри ?

34)Размер: муджтасс

35)Т. е. выводил из нескольких почерковых стилей новый, стилистически составленный из различных элементов

36)Хаджэ-Мирак, занимавший должность мунши аль-мамалик, ум. в 1536/37 (943) г. (Шараф-намэ, II, 189, Зейн аль-абидин, 263-а). Нuart, 319, ошибочно указан 1574 (982) г. и вместо него на это место был назначен Мухаммеди-бек ибн Исмаил (Зейн аль-абидин, 263-а), приходившийся внуком (Шараф-намэ, II, 188/89: брат) мир-Закария Кухаджи, который в 1501/02 (907) г. по захвате шахом Исмаилом I Тавриза был назначен везирем (Шараф-намэ, II, 135). Алам ара, 123, упоминает Мухаммеди-бека в списке мунш времен правления шаха Тахмаспа

37)Философ-писатель XIII в. (С. ВгосkeImann. Gesch. der arabisch. Lit. E. Browne. A Literary Hist, of Persia, II, 484-485)

38)1561/62 г.

39)Алам ара (120-121): должность везиря курчи (гвардейцев) была наследственной в роде Арабгирлу. Хусейн Али-бек упоминается в качестве мастера талика, последователя стиля Баха ад-дин Хусейна

40)Размер: хафиф

41)Дафтар-ханэ - управление, где велась финансовая отчетность поступающих налогов и расходных статей на содержание войска

42)Алам ара 121: Ата-аллах упомянут в качестве везиря Азербайджана и Ширвана

43)Алам ара 121: Мирза-Ахмед, как и его отец, был крупным чиновником и любителем каллиграфического искусства; сначала он занимался таликом у мастера Ала ад-дин Мансура, затем перешел на шикасэ, следуя в последнем стилю мастера Дарвиша

44)1582 г. В этом году Али Кули-хан, правитель Герата при малолетнем Аббас-мирзе (будущем шахе Аббасе I), выступил против шаха Мухаммеда Худабандэ и Хамза-мирзы. Навстречу Али Кули-хану двинулись с войском шах и Хамза-мирза. Дойдя до Сабзавара, Али Кули-хан возвратился в Герат, оставив у укрепления Турбат-и-Завэ своего ставленника Муршид Кули-хана. Бесплодная осада укрепления войсками Мухаммеда Худабандэ длилась всю зиму 1582 (990) г. (Шараф-намэ, II, 267). Слово "турбат" означает гробницу. Город Турбат-и-Завэ по Нузхат аль-кулуб, 154/152, относился к Гератской области и был центром района того же названия. Алам ара, 126, дает то же описание гибели мирза-Ахмеда

45)Алам ара, 123: упомянут в списке чиновников шаха Тахмаспа

46)Не разобрано

47)Хамза-мирза - второй сын Мухаммеда Худабандэ, родной брат по матери Аббас-мирзы, род. ок. 1564/65 (972) г. (Алам ара, 96); во время правления своего отца он был провозглашен наследником и принимал активное участие в управлении государством. Он особо отличался в боях с турецкими войсками под Тав-ризом в 1585 (993) г. (Алам ара, 223). Убит заговорщиками в 1586 (994) г. "Возвращение из Герата", о котором идет речь, было продолжением похода против мятежного Али Кули-хана (см. стр. 99, пр. 5)

48)18/Х - 16/XII 583 г.

49)Алам ара, 123: Ала ад-дин Мансур в талике следовал стилю мастера Дарвиша, но писал более крупно

50)Нuart, 319: сообщает, что Ала ад-дин Мансур по оставлении службы у шаха Тахмаспа перешел на службу к туркменским султанам

51)Нuart, 320: был убит

52)Имя Мухаммед-Амин упомянуто в Алам ара, 121 и 126, как сына Мустафа Касима; он находился в списках чиновников даф-тар-ханэ шаха Тахмаспа и некоторое время служил в Азербайджане и Ширване

53)1592/93 г.; лу-йель - год дракона, пятый год двенадцатилетнего цикла

54)Алам ара, 123: упомянут в списке мунш времени правления шаха Тахмаспа

55)1586/87 г. Нuart, 318: дата убийства дана ошибочно - 1503/04 (909) г.

56)Искандар-мунши, автор Алам ара, род. ок. 1560 (968) г., следовательно во время написания трактата ему было около 30 лет

57)Сиак - особое буквенное счисление, которым обычно велась финансовая отчетность в дафтар-ханэ; еще в XIX в. в Иране наука счетоводства обязательно включала изучение сиака (Journal Asiatique, XIX, 479)

58)Алам ара, 126: упомянут как мастер-каллиграф, следовавший стилю Дарвиша, но произведший в нем значительное изменение

59)Алам ара, 126, упоминает мирза-Хусейна как мастера наста-лика и талика; в последнем стиле он был учеником Ала ад-дин Мансура; Нuart, 230, в качестве его учителя в стиле насталик называет Мир-сеид-Ахмеда

60)Нuart, 230: при шахе Исмаиле II

61)Махд-улиа-бекум - титул матери-царицы (Е. Browne. A Liter. Hist, of Persia, IV, 151, 332); согласно Алам ара, 96 и др., так именовалась жена шаха Мухаммед Худабандэ, мать царевичей Хамза, Аббаса и Абу-Талиб

Предыдущая       Следующая
Оглавление

 
 


Besucherzahler sex search
статистика посещений

Hosted by uCoz