кази-ахмед трактат о каллиграфах и художниках
 
 

Кази-Ахмед
Трактат о каллиграфах и художниках

Перевод и предисловие Б.Заходера

Предисловие

Сочинения Кази-Ахмеда и датировка трактата

Предыдущая       Следующая
Оглавление

  Как явствует из текста трактата, наш автор до своего сочинения по каллиграфии и живописи выполнил еще две работы 1: 1) Маджма аш-шуара-и-аббаси ("Аббасово собрание поэтов") (рук. 33) или Маджма аш-шуара ва манакиб аль-фудала ("Собрание поэтов и таланты достойных") (рук. 112, 124) и 2)Хуласатат-таварих-и-аббаси ("Аббасова сущность летописей") (рук. 30) или Хуласт ат-таварих ("Сущность летописей") (рук. 30, 33, 49, 112).

  Первое из этих сочинений, имеющее характер литературной антологии, судя по статье иранского ученого Сухейли Хансари 2, известно в Иране; упомянутое С. Хансари сочинение озаглавлено Маджма аш-шуара, V том второго сочинения кази-Ахмеда послужил еще в 1935 г. темой для статьи Hinz; автор именует себя в V томе "кази-Ахмед Ибрахими" (очевидно, в честь Ибра-хим-мирзы), сочинение датируется 1590/91 (999) г. 3.

  Маджма аш-шуара упоминается в нашей рукописи три раза в связи с жизнеописанием каллиграфа хафиз-Камбара, Ибрахим-мирзы 4 и хаким-Рукна. Ссылки на Хуласат ат-таварих (числом 5) более подробны; из этих ссылок мы узнаем, что IV том сочинения был посвящен чагатайским султанам (рук. 30), а V - Сефевидам и сеидским родам (рук. 112). О Хуласат ат-таварих наш автор говорит в связи с жизнеописаниями своего прадеда Шараф ад-дина (рук. 33), тимурида царевича Ибрахима (рук. 30), каллиграфа мир-Абд аль-баки (рук. 46), везиря мир-Закария (рук. 49) и Ибрахим-мирзы (рук. 112). Сочинение о каллиграфах и художниках является, следовательно, третьим или четвертым (см. прим. 1 к стр. 25) произведением нашего автора; это само по себе говорит о том, что кази-Ахмед был скорее литератором-ученым по специальности, чем профессионалом-каллиграфом 5 или художником 6.

  Предисловие, отсутствующее в принадлежащей С. С. Edwards рукописи, определяет цель сочинения. Автор заявляет, что он задумал написать "добрую рукопись (нусхэ) относительно появления калема, изобретения письма с возведением происхождения последнего к его святейшеству шаху - прибежищу святости, [а также] относительно обстоятельств каждого из мастеров, художников и всех людей таланта, что имеют касательство к этому славному разделу и прекрасному разделу" (рук. 3). Несколько далее он называет свое сочинение "трактатом" (рисалэ). Очевидно, исходя из этих замечаний, неизвестный сделал надпись на обороте последней страницы: "Трактат кази-Ахмеда относительно появления калема и изобретения письма".

  Время составления трактата достаточно точно определяется. Рассказывая биографию каллиграфа Маджд ад-дин Ибрахима, автор указывает: "некоторое время он (т. е. Маджд ад-дин) исполнял должность везиря покойной царевны Пери-хан-ханум... после события с царевной до настоящего времени, приблизительно около 20 лет, он проживает в стольном городе Казвине" (рук. 52).

  Царевна Пери-хан-ханум принадлежит к числу незаурядных женщин того времени. Не то дочь, не то сестра шаха Тахмаспа 7, она была по матери черкешенкой и действовала в интересах черкесской знати, состоявшей в придворной гвардии. Красивая, умная, честолюбивая, Пери-хан-ханум приняла участие в тех смутах и дворцовых интригах, что знаменовали конец правления шаха Тахмаспа. Являясь официально невестой брата Ибрахим-мирзы, царевича Бади аз-заман, она, по сообщению Алам ара 8, "не находилась в его обладании", оставаясь близким человеком шаха Тахмаспа. В ночь, когда умер Тахмасп и Хайдар-мирза поспешил возложить на себя корону, царевна руководила нападением черкесов на казвинский дворец, результатом чего было убийство Хайдар-мирзы. (Устная традиция, сохраненная Адамом Олеарием, передает, что царевна лично отрубила голову Хайдар-мирзы.) В правление Исмаила II Пери-хан-ханум пользуется неограниченным влиянием; ей приписывается совместно с Исмаилом II план сближения с суннизмом. Смерть Исмаила II и движение из Шираза на Казвин Мухаммеда Худабандэ кладет конец жизни и честолюбивым планам Пери-хан-ханум. Она была убита 11 февраля 1578 (3 зу-ль-хиджэ 985) г. 9.

  Следуя приведенному выше указанию трактата, датой его сочинения, следовательно, является: 985+20= = 1005 (1596/97) г.

  На достоверность подобной датировки указывают и другие обстоятельства:

  а) Наличие последней находящейся в тексте даты; таковой является 1594/95 (1003) г. - смерть в Хиджазе каллиграфа Хасан Али (рук. 96).

  б) Случайность упоминания об Исфахане, в то время как Казвин упомянут два раза в качестве "стольного города", где находятся двор и китаб-ханэ (рук. 124, 126). Это свидетельствует о том, что трактат был написан до зимы 1597 (1006) г., когда шах Аббас наметил перенос столицы 10.

  в) Биографии мастеров мир-Имада и малик-Ахмеда (рук. 122, 123), написанные, очевидно, в тот период их деятельности, когда оба они еще не занимали выдающегося положения в придворных художественных кругах.

  Менее ясным является положение самого автора во время работы над трактатом. Оно, по-видимому, совсем не удовлетворяло кази-Ахмеда, о чем недвусмысленно говорится в посвящении-славословии, где упоминается "расстройство внешних обстоятельств" (рук. 4), а также в биографии мир-сеид-Ахмед Мешхеди, учителя нашего автора: "мир изволил написать на имя сего смиренного один муракка", несколько отдельных строк и множество кита; это все утерялось из-за изменчивости времен, неустроений вероломной судьбы и помех злых лиц" (рук. 97, 98).

  Как отметил С. С. Edwards, титульное звание "кази" (судья), присоединенное к имени нашего автора, означало, что тот был знатоком мусульманско-юридической догмы 11. Наличие у кази-Ахмеда нескольких историко-литературных произведений позволило нам характеризовать его как литератора-ученого. И тем не менее мы должны констатировать какую-то непосредственную причастность нашего автора к художественному производству, хотя бы во время составления трактата. На это указывает назначение сочинения, которое, по словам автора, может "оказаться пригодным любителям и получить место в процветающем китаб-ханэ мира и хана времени среди мастеров письма и художников" (рук. 4), а также льстивый панегирик по адресу мастера Низам ад-дин Али Риза из Тавриза (рук. 125-127). О последнем кази-Ахмед пишет в настоящем времени на миниатюре, изображающей шаха Аббаса и сидящего перед ним мастера (рук. 126): "в течение двух лет они (т. е. Али Риза Табризи) были спутником и сопутешественником хану времени в Хорасане в Мазандеране, а теперь они пребывают на придворной службе у шаха мира".

  Двукратное упоминание в нашей рукописи (в определении назначения сочинения и в только что приведенной фразе) названий "шах мира" и "хан времени" невольно вызывает вопрос, идет ли в данном случае речь о двух разных наименованиях шаха Аббаса или о двух разных лицах. Миниатюрист, иллюстрировавший отрывок из биографии об Али Риза, несомненно, счел оба названия относящимися к шаху, отсюда изображение шаха во время путешествия на фоне горного пейзажа (мин. V). Нам представляется, что такое понимание ошибочно, более того, это понимание свидетельствует о том, что миниатюра была написана или переделана значительно позже, чем составлено сочинение.

  Уверенность в таком утверждении мы черпаем из рассмотрения страниц рукописи, называемых нами "посвящение-славословие" (рук. 4-9). Эти страницы, изобилующие трудно переводимыми риторическими фигурами, содержат также два имени: шаха Аббаса (рук. 6) и Абу-ль-Мансур Фархад-хана (рук. 8).

  В стихотворном славословии, следующем непосредственно за определением назначения составленного трактата, мы читаем:

 

  Шах со своим ханом, как отец с сыном,

  Без принуждения они связаны друг с другом,

  Словно две сабли в одних ножнах.

  Они - в пути во всяком завоевании царств.

  Шах мира - Хосров Завоеватель мира,

  Предводитель войска - Господин времени 12.

 

  Близость отношений между шахом и ханом еще раз подчеркнута фразой, начинающей славословие в честь Фархад-хана (рук. 7, 8), в которой положение последнего сравнивается с положением дитяти и сына шаха.

  Абу-ль-Мансур Фархад-хан Караманлу, военачальник (сардар), оказавший шаху Аббасу ряд услуг в первые годы его правления, был назначен в 1595/96 (1004) г. в Хорасан для борьбы с узбеками и убит затем по приказу шаха в 1598/99(1007) г. 13. Как и многие знатные люди того времени, он был любителем каллиграфии и художеств; об одном из упомянутых в нашем трактате мастеров, султан-Хусейн Туни (рук. 125), известно (по другим источникам), что он работал в китаб-ханэ Фархад-хана 14.

  Таким образом мы считаем, что как в определении назначения сочинения, предназначенного для "процветающего китаб-ханэ шаха мира и хана времени", так и в биографии Али Риза Табризи речь идет о двух лицах. Трактат кази-Ахмеда открывает перед нами неизвестную до сего страницу отношений между Аббасом и Фархад-ханом.

  Но каково было отношение самого кази-Ахмеда к Фархад-хану и Низам ад-дин Али Риза? Вопрос, на который мы не можем ответить так же, как на вопрос о дальнейшей судьбе нашего автора.

  После гибели близкого шаху военачальника укрылся ли кази-Ахмед в "угол затворничества", подобно своему дяде Халилаллаху, тяжело переживавшему гибель Ибрахим-мирзы, или умер? Наличие в нашей рукописи имени опального Фархад-хана как будто свидетельствует, что наш автор не мог или не имел времени переделать своего трактата.




1)Hinz, 317, указывает еще на одно произведение суфийского характера, написанное, как то можно предполагать по заглавию, в подражание Фарид ад-дин Аттару

2)Армаган, 1937 г., № 1, стр. 69

3)Hinz, s.s. 315, 320

4) Рук. 112 указывает на V том Маджма аш-шуара, что несомненно является опиской и относится к последующему предложению, говорящему о Хуласат ат-таварих

5)Edwards, p.200: каллиграф

6)А.А.Семенов. Рукопись "Бустан" Саади и т.д. стр. 975, прим.1: художник

7)Е. Вгоwne. A. Literary Hist. of Persia, IV, p. 101, 2

8)Алам ара, 103

9)Алам ара, 162; С. С. Еdwards, p. 199

10)Алам ара, 373

11)Edwards, 201

12)Размер: хафиф

13)Алам ара, 364 и 396, 397; L. L. Ве1lаn. Chah Abbas I, sa vie, son histoire, Paris, 1932, pp. 84-85

14)Huart, 221

Предыдущая       Следующая
Оглавление

 
 


Besucherzahler sex search
статистика посещений

Hosted by uCoz